В такой науке как медицина, главным является искусство.
Феномен гомосексуальности Печать
Автор: http://www.eurolab.ua/   
13 Августа 2011

Гомосексуализм - гомогендерная сексуальная ориентация, характеризующаяся сексуально-эротическим влечением к лицам своего пола.

С середины XIX века термин «гомосексуализм» употребляется для обозначения сексуальной активности, сексуальных связей (а не только полового влечения) между лицами одного пола. Гетеросексуальность - феномен, присущий подавляющему большинству людей. Он лежит в основе деторождения, обеспечивает продление человеческого рода, а следовательно, является биологически целесообразным. Однако во все времена и у всех народностей существовали мужчины и женщины, предпочитающие однополую любовь. Частота гомосексуализма по данным разных авторов варьирует от 1 до 4 % у мужчин и от 1 до 3 % у женщин. Следует отметить, что гомосексуальность - неоднозначное явление, ибо:

  • в одних случаях влечение к лицам своего пола может проявляться только в сновидениях и фантазиях, но никогда не реализуется на практике;
  • в других - при определенных обстоятельствах допускаются единичные гомосексуальные контакты;
  • в-третьих - субъект имеет сексуальные отношения с лицами обоих полов, причем они в равной мере привлекательны для него;
  • в-четвертых - гомосексуальные связи являются предпочтительными;
  • в-пятых - сексуальные контакты с лицами того же пола, что и субъект, являются для него единственно возможным источником удовлетворения.

Выделяют три основных этапа формирования гомосексуальной ориентации:

  • от первого осознанного интереса к представителю своего пола до первого подозрения о своей гомосексуальности (мужчины - 14,6 лет, женщины - 18,2 года);
  • от первого подозрения о своей гомосексуальности до первого гомосексуального контакта (мужчины - 16,7 лет, женщины - 19,8 лет);
  • от первого гомосексуального контакта до уверенности в своей гомосексуальности и выработки соответствующего стиля жизни (мужчины - 19,0 лет, женщины - 20,7 года).

По ролевому поведению различают активных и пассивных гомосексуалов, исходя из того, что во время половых сношений один из партнеров играет активную (мужскую) роль, а второй - пассивную (женскую). В настоящее время жесткое распределение ролей при гомосексуальных половых контактах встречается крайне редко. Значительно чаще, желая доставить большее удовольствие друг другу, партнеры меняются ролями. При половой близости гомосексуалы практикуют поцелуи и объятия, стимуляцию груди мануально или орально, взаимную мастурбацию, трение гениталий друг о друга (трибадия у женщин), орально-генитальные ласки (минет, куннилингус), ласки языком анального отверстия (аннилингус), половое сношение в прямую кишку (мужеложство или педерастия).

У гомосексуалов число связей в среднем выше, чем у лиц гетеросексуальной ориентации. Многие из них имеют за время половой активности до 100 партнеров и более. В целом диапазон половых контактов гомосексуалов достаточно широк - от длительных моногамных связей (гомосексуальные браки) до группового секса, от анонимных или разовых встреч до романтических ухаживаний и пылкой эротической любви к партнеру. В странах, где уже давно отсутствует социальная дискриминация по признаку сексуальной ориентации, чаще наблюдаются устойчивые связи между гомосексуалами. В некоторых из них (Дания, Норвегия, Швеция и др.) официально разрешено однополое «зарегистрированное партнерство», практически идентичное браку.

Обратимся к истории вопроса

Косвенные доказательства давнего существования в человеческой популяции однополой любви можно найти в Ветхом Завете. Гнев Господа возбудили жители Содома и Гоморры, которые были настолько одержимы голубыми страстями, что чуть не изнасиловали ангелов. «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь с неба», показав пример будущим нечестивцам. Святые апостолы Петр и Павел причисляли «мужеложников» к тем «неправедным», кои за грехи свои не будут жить жизнью вечной, ибо Господь проклял их.

Первые упоминания о гомосексуализме обнаружены в папирусах Древнего Египта (2,5 тыс. лет до н. э.). Известно, что гомосексуальные отношения имели место у первобытных народов Африки, Азии и Америки. Особый культ этих отношений отмечается в Древней Греции, где женский гомосексуализм получил название лесбийской любви, или сафизма, по имени древнегреческой поэтессы Сафо, жившей на острове Лесбос. Древние греки допускали и даже одобряли гомосексуальные отношения между взрослым свободным мужчиной и свободным юношей.

Древнеэллинская педерастия была формой сексуальной и социальной инициации. За любовника-ученика мужчина-воин брал на себя ответственность перед обществом. Гордостью Фив был набранный из воинов-любовников и снискавший репутацию непобедимого «священный отряд». Философ Ксенофонт утверждал: «Нет сильнее фаланги, чем та, что состоит из любящих друг друга воинов!». В Спарте каждый двенадцатилетний мальчик получал в покровители взрослого и опытного воина. Такой союз спартанцы рассматривали как брачный. Если на поле брани юноша проявлял трусость - наказывали его наставника. Спартанские обычаи предписывали расторгнуть гомосексуальный брак сразу после появления волос на теле юноши. В древнегреческом гомосексуальном браке ролевые функции были строго разделены. Юноше принадлежала роль «женщины» (что символизировало его подчиненное положение), а взрослый мужчина всегда выполнял активную роль. Считалось, что «женская» роль не роняла достоинства юноши. Но если за деньги или даже по принуждению взрослый эллин разрешал «войти в себя», он был обречен на несмываемый позор.

Древние римляне превыше всего ценили мужественность. Сожительство Гая Юлия Цезаря с царем Вифинии Никомедом навлекло на будущего римского императора «всеобщее поношение». Причем римляне ругали Цезаря не за гомосексуализм как таковой, а за его «пассивность», роль женщины в голубом альянсе. В Риме периода упадка не имела предела развратность императора Нерона. Мальчика Спора он кастрировал и даже попытался сделать женщиной. Когда из этого ничего не получилось, Нерон решил стать законным мужем евнуха! После свадьбы он ввел Спора в императорский дворец и «жил с ним как с женой». Разведясь со Спором, он «вышел замуж» за бывшего раба Дорифора. Нерон любил экзотические бисексуальные потехи. Светоний пишет: «В звериной шкуре он выскакивал из клетки, набрасывался на привязанных к столбам мужчин и женщин и, насытив дикую похоть, отдавался Дорифору, крича и вопя, как насилуемая девушка». В период правления Нерона весь Рим поглотила пучина разврата.

Первые юридические законы против гомосексуалов мы находим в кодексе византийского императора Юстиниана и в своде законов Вестготского королевства (VI век). И все-таки в раннем Средневековье их положение было скорее удовлетворительным. Гомосексуализм был широко распространен среди феодальной знати. Самый известный педераст того времени - английский король Ричард Львиное Сердце.

Поначалу каноническое право не карало слишком строго за гомосексуализм. Пенитенциарий Папы Римского Григория III (VIII век) покаяние за лесбиянство определил сроком в 160 дней, за мужеложство - в один год, а за участие священнослужителя в охоте - в три года. Но уже III Латеранский собор, состоявшийся в 1123 году, установил очень жестокое наказание церковников, уличенных в гомосексуальных связях: вначале их отправляли в монастырь на покаяние, потом - на костер.

В 1307 году французский король Филипп IV Красивый произвел по всей Франции внезапный арест членов рыцарского ордена тамплиеров. Он приговорил их к смерти, обвинив в надругательстве над святым Распятием, идолопоклонстве и содомии.

В XIV веке горькая участь постигла английского короля-гомосексуала Эдуарда И. Династические соображения заставили его жениться на дочери французского короля Изабелле Валуа. Она вскоре завела себе любовника - весьма амбициозного феодала Мортимера. Коварные любовники организовали против Эдуарда II заговор, обвинили короля в «грехе содомском» и заточили его в замок Беркли. Впоследствии Эдуард погиб мучительной смертью - по приказанию Мортимера его посадили на раскаленный докрасна железный прут. К началу XV века из-за эпидемий чумы население Европы уменьшилось почти в четыре раза. Власти начали активно бороться против того, что препятствует деторождению, прежде всего против онанизма и гомосексуализма. Например, в XVI веке английский король Генрих VIII, который был женат шесть раз, что противоречило тогдашним церковным и гражданским законам, объявил мужеложство государственной изменой.

Гуманисты эпохи Возрождения возродили античные традиции телесности. Они воспевали совершенное человеческое тело как идеал красоты. Но до реабилитации «содомского греха» было еще далеко. К концу XVIII века в Европе существовало крайне жестокое, нетерпимое отношение к гомосексуализму, во многих странах за гомосексуальные контакты предусматривалась смертная казнь. В XIX веке в некоторых странах происходит постепенное смягчение законов. Например, кодекс Наполеона признает гомосексуальный контакт между взрослыми преступлением лишь в тех случаях, когда применяется насилие либо контакты осуществляются публично и оскорбляют общественную мораль.

Аналогичное законодательство было введено в Бельгии и Голландии. В других странах, включая царскую Россию, гомосексуализм по-прежнему оставался уголовным преступлением, «неназываемым пороком». С конца XIX века растет волна протестов против уголовного преследования гомосексуалов, многие известные деятели науки, культуры и искусства включаются в это движение. Однако еще в начале прошлого века гомосексуальные контакты были уголовно наказуемыми. Именно за них староанглийский суд приговорил к двум годам тюремного заключения Оскара Уайльда, который впоследствии так и не смог оправиться от остракизма викторианского общества. В тоталитарных странах гомосексуализм преследовался с жестокостью ничуть не меньшей, чем инакомыслие.

В гитлеровской Германии наряду с евреями и цыганами физическому уничтожению подлежали и лица с гомосексуальной ориентацией. В марте 1934 года появилось постановление Президиума ЦИК СССР «Об уголовной ответственности за мужеложство», которое установило за него гораздо более жесткие наказания, чем те, которые существовали в дореволюционной России. Статья 121 Уголовного кодекса РСФСР карала мужеложство лишением свободы на срок до пяти лет, причем женский гомосексуализм не являлся уголовно наказуемым. Несмотря на всю абсурдность статьи по ней было осуждено около 60 000 человек.

После Второй мировой войны на формирование общественного мнения и юридического законодательства значительное влияние оказали работы американских исследователей, в частности, впервые было научно доказано, что гомосексуализм - это не болезнь, не извращение, а иная сексуальная ориентация. В 60-70-е годы XX века подавляющее большинство стран исключило из уголовного законодательства статьи, преследующие за гомосексуальные контакты. В России это произошло в 1993 году. Американская психиатрическая ассоциация в 1974 году официально признала, что гомосексуализм не является заболеванием или патологическим состоянием.

Всемирная организация здравоохранения внесла аналогичные изменения в Международную классификацию болезней 10-го пересмотра (1992). В ней указано, что «сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство». Отмена одиозного диагноза не означает, что все гомосексуалы во всех отношениях здоровы, и они не могут иметь никаких психических отклонений. Речь идет лишь о том, что сама сексуальная ориентация, подобно полу или расе, больше не считается патологической и не нуждается в обязательном лечении (если субъект испытывает душевные страдания от «аномального», с его точки зрения, полового влечения - ему требуется психотерапевтическая помощь).

К началу 80-х годов в США отношение к гомосексуалам становится спокойным и терпимым. Даже сам термин «гомосексуализм» исчезает из речи: они называют себя «геями», «голубыми»,  «лесбиянками». В прессе пишут о  «лицах, практикующих альтернативный образ жизни». Американская перепись 2000 года зафиксировала свыше 600 000 так называемых однополых домохозяйств. Несмотря на то, что большинство американцев продолжают считать гомосексуальную ориентацию «неправильной», 85 % опрошенных службой Гэллапа людей убеждены в том, что геи и лесбиянки должны пользоваться теми же правами, что и другие граждане.

Аналогичная ситуация наблюдается в Европе. Первой в 1989 году однополые «зарегистрированные партнерства» узаконила Дания. Ее примеру последовали Норвегия, Швеция, Исландия,  Гренландия,  Финляндия, Германия. Франция и Бельгия внесли в гражданское право понятие «пакт гражданской солидарности», который могут заключить между собой «двое взрослых разного пола или одного пола для регулирования их совместной жизни». В 2001 году Нидерланды стали первым в мире государством, предоставившим однополым парам абсолютно такие же права по заключению брака, как и разнополым.

Вопрос о происхождении гомосексуальности

Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о происхождении гомосексуальности. Выдвинуто множество различных теорий возникновения гомосексуализма: эндемическая теория Бартона, генетическая, неврогенная, нейроэндокринная Тернера, эндокринная, условно-рефлекторная, психоаналитическая и др. На Западе широко распространена теория Э. Хукер, согласно которой люди рождаются сексуально индифферентными и имеют скорее общую сексуальную предрасположенность, чем гомо-, гетеро- или бисексуальные предпочтения. В дальнейшем же сексуальный опыт определяет выбор
сексуального объекта.

З. Фрейд считал, что однополая любовь имеет те же психологические истоки, что и разнополая, а именно - врожденная  предрасположенность  каждого  человека  к бисексуальности. В обычной обстановке психосексуальное развитие человека определяет его гетеросексуальный выбор. При особых жизненных обстоятельствах (например, неправильное разрешение Эдипова комплекса) нормальное развитие может остановиться на одной из промежуточных стадий и в будущем трансформироваться в гомосексуализм. Считая, что для всех людей без исключения характерны скрытые гомосексуальные наклонности, Фрейд был уверен, что при определенных условиях они могут проявиться в виде гомосексуального поведения в зрелом возрасте. Интересен отрывок из его письма, адресованного матери одного гомосексуала: «Несомненно, гомосексуализм не преимущество, но и стыдиться его незачем. Это не порок, не деградация, не болезнь. Мы считаем его разновидностью сексуального развития. Многие глубоко уважаемые личности прошлого и настоящего были гомосексуалами. Вот имена некоторых из них: Платон, Микеланджело, Леонардо да Винчи и др. Это великая несправедливость - преследовать гомосексуализм как преступление - и жестокость тоже».

В. Райх (1971) ссылался на результаты исследований Малиновского (1929), проведенные на островах Тробриан в Меланезии, где у местного населения практически не встречались гомосексуальные связи, мастурбация, садизм, фетишизм, эксгибиционизм и неврозы. Райх объяснял это тем, что тробрианцы с малых лет приобретают знания о сексуальности через собственную практику, которая ограничивается лишь существующим в обществе табу, связанном с инцестом. Детям и подросткам там разрешается в собственном темпе, без отягощения чувством стыда и вины свободно исследовать собственную сексуальность и уже с раннего пубертатного возраста разряжать накопленную сексуальную энергию естественным путем через достижение оргазма при коитусе. В таких условиях, по мнению Райха, формируется естественная, т. е. гетеросексуальная генитальная сексуальность. Человек приобретает оргастическую потенцию и никакие, по терминологии Райха, извращенные (негенитальные или негетеросексуальные) формы половых контактов не могут закрепиться.

Согласно нейроэндокринной теории, гомосексуализм предопределяется нарушениями процесса половой дифференцировки мозга, которые приводят к искажению чувствительности гипоталамуса к гормональным воздействиям. Предложены гипотезы и теории средовой обусловленности: семейная - материнская гиперопека, «перепутанные» половые роли у родителей, негативно воспринимаемые отцы, отрицательный опыт контактов с братьями и позитивный с сестрами, освоенность с мужской наготой и отсутствие таковой в отношении женской наготы и т. п.; профессиональная (богемная артистическая) среда; образа жизни (цыганский табор). Существует гипотеза ситуационной обусловленности и научения (гомосексуальное совращение, гомосексуальные контакты с ровесниками, последствия случайных и транзиторных гомосексуальных контактов). Теория заместительной обусловленности приписывает основную роль в формировании гомосексуального влечения однополым сексуальным контактам в изолированных мужских коллективах - в местах лишения свободы, в интернатах, в воинских частях и военных учебных заведениях, в монастырях и теологических учебных заведениях и т. п. Выдвинута и гипотеза фантазийной обусловленности гомосексуализма (например, под влиянием порнографии или сопутствующих мастурбации фантазий гомосексуального содержания).

Сексуальные контакты между особями одного пола описаны более чем у 450 видов животных. Но в большинстве случаев однополые контакты в животном мире являются эпизодическими. Исключительно гомосексуальные предпочтения встречаются лишь у некоторых птиц (гусей и пингвинов), а также домашних овец. У японских макак почти все самки являются бисексуальными. Некоторые социобиологи приписывают гомосексуальности адаптивную функцию - она позволяет снизить внутригрупповую напряженность и соперничество. У многих видов животных молодые самцы по достижению половой зрелости далеко не сразу получают доступ к самкам. Поэтому контакты с представителями своего пола уменьшают у них сексуальное напряжение и агрессивность.   Нерепродуктивное   поведение отдельных особей оказывается социально альтруистическим, поскольку сами, не производя потомства, они участвуют в добывании еды для своей стаи, защите ее территории, уходе за чужими детенышами (многие стадные животные воспитывают потомство сообща). Гипотеза «гомосексуального альтруизма» применима и к людям, поскольку выживание человеческой популяции зависит не столько от темпов рождаемости, сколько от производства материальных и духовных ценностей.

Э. Миллер связывает происхождение гомосексуальности с генетическими факторами, считая ее побочным, но вполне закономерным продуктом эволюции. Среди монозиготных (однояйцевых) пар близнецов совпадение по  гомосексуальности  составляет  48-52  %, а у дизиготных (двуяйцевых) - 16-22 %. Накапливаются данные о биологических коррелятах гомосексуальности (длина пальцев, строение слухового аппарата, соотношение циклов сна и бодрствования и др.), но они не могут служить ни диагностическими критериями, позволяющими отличить гомо- от гетеросексуала, ни достаточным обоснованием самого феномена однополой любви. Точно так же ни одна из существующих теорий не объясняет полностью механизм возникновения гомосексуального влечения. Биологическая предрасположенность, даже если она и существует, вряд ли сама по себе является фатальной предопределенностью. Известно, насколько важны среда общения и жизненные обстоятельства для формирования и черт личности, и особенностей сексуального поведения подростков. Юноши и девушки отличаются повышенной впечатлительностью и зависимостью от своей среды общения. Они склонны к имитации образцов поведения (в том числе и сексуального), которые в этой среде приняты. Особенно сильны отрицательные влияния среды в интернате, армии, тюрьме и т. п. Опыт, приобретенный в этих «закрытых сообществах», может повлиять на тех молодых людей, у которых еще не сложился устойчивый стереотип сексуального поведения, и закрепить гомосексуальную форму реализации либидо.
По мнению В.М. Маслова и И.Л. Ботневой, биологические факторы (нарушения дифференциации мозга и гормональные сдвиги) являются почвой для искажений полового самосознания и полоролевого поведения, обусловленных влиянием микросоциальной среды. По их данным, формирование гомосексуальной ориентации происходит у 30-40 % людей с трансформацией половой роли.

К числу важнейших мероприятий по психогигиене пола у детей и подростков, которые способствуют становлению гетеросексуальности, относятся:

предупреждение нарушений внутриутробного развития плода, формирование у ребенка половой идентичности, предполагающей единство полового самосознания и ролевого поведения;

 

  • выявление и медико-психологическая коррекция искажений психосексуального развития на его ранних этапах;
  • правильное полоролевое воспитание, направленное на ознакомление детей с половыми различиями и особенностями маскулинного и фемининного поведения;
  • обучение общению со сверстниками (в том числе гетеросексуальному);
  • предупреждение растления и совращения детей и подростков.
  • По материалам: В. Доморацкий "Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств", - М. 2009

    Иллюстрации с сайта: © 2011 Thinkstock.


Феномен гомосексуальности