В такой науке как медицина, главным является искусство.
Подарки: правила хорошего тона Печать
Автор: http://fitfan.ru   
30 Мая 2011

Нет таких людей, которые бы не любили получать подарки. Да что там люди! Подарки принято дарить не только среди людей. Самцы птицы-ткачика несут в гнездо цветы, устилая ими ложе для любимой, пауки дарят мух своим паучихам. А в стаях приматов принято делать подношения доминирующему самцу. Чем не модель отношений «начальник-подчиненный»?

Вот и мы сегодня поговорим о том, как правильно выбрать подарки для коллег и начальства.

Зубы дареного коня

«В дареном коне меня интересуют прежде всего зубы», - сказала однажды моя приятельница. Если это высказывание вам показалось слишком циничным и невежливым, то совершенно напрасно. Наибольшее раздражение, как правило, вызывают умильные безделушки, разноцветная дребедень и прочая безвкусица – что чаще всего и дарится.

Есть люди, которые безошибочно выбирают подарки. Они знают один простой секрет – их дары имеют не только прикладной, но и символический смысл. К примеру, если кто-то мечтает о новой квартире – почему бы не подарить человеку красивый ключ? Ведь дарят же в Греции увесистый камень со словами «Пусть достаток в вашем доме будет таким же весомым, как этот камень!» А еще «знающие» люди никогда не дарят то, что не нравится им самим. Пусть речь идет всего лишь о мелочи, но это всегда по-настоящему «приличная» мелочь – например, если нет денег на большую коробку хорошего шоколада, то что мешает подарить плитку такого же? В противном случае лучше ничего не дарить вовсе. И если вы думаете, что научиться выбирать подарки – невозможно, что это связано с большими денежными расходами, то вы неправы. Достаточно двух вещей: наблюдательности и умения мыслить нестандартно.

Всегда ли необходимо делать подарки? Нет и еще раз нет. Не стоит дарить что-то кому-то только потому, что так делают все. Но как быть, если речь идет о корпоративной традиции?

Давайте разберемся.

Подарки коллегам

Ежеутренний кофе и задушевные разговоры обо всем на свете, несомненно, сближают. С одной стороны, такого человека сложно считать близким другом, а с другой – вроде как уже и не посторонний. Тут как раз и пригодится наблюдательность и чувство юмора. Хорошо дарить символические подарки, а еще лучше – впечатления: билеты в кино или театр, хороший альбом с репродукциями любимого художника, оплаченную процедуру в салоне красоты, полет в аэротрубе, наконец. Главное - подарок ничем не должен напоминать о буднях и рутине. Но таких коллег-приятелей много не бывает. А как быть с остальными?

Если руководство не склонно делиться сверхприбылью и радовать сотрудников подарками, то «утопающие» спасают себя сами. Во многих компаниях есть практика сбора денег в общую кассу и последующей затем закупкой подарков «на всех».

Вот несколько рекомендаций от специалистов по деловому этикету:

1. Подарок не должен быть слишком дорогим - хотя здесь все зависит от среднего уровня зарплаты в компании. Цель достигнута, если подарок вызывает улыбку и приятные эмоции.

2. Другой принцип, которым стоит руководствоваться, - это принцип равенства. Подарки должны быть одинаковыми для всех, если коллектив большой и нет возможности что-то подобрать каждому индивидуально.

4. Совершенно необязательно делать «тематические» подарки. Сто пятая елочная игрушка или же очередной дежурный шарфик радости не принесут. Уж лучше подарить бутылку хорошего вина или корзину фруктов.

Подарки партнерам по бизнесу

Хорошие дружеские отношения с партнерами – едва ли не самое ценное в бизнесе, особенно в России. Как показывает социологический опрос, чаще всего бизнесмены «дарят» друг другу баню, дорогие деловые аксессуары и… походы в стриптиз-клубы. Однако и здесь есть свои правила.

Какими бы дружескими ни были отношения, не стоит забывать, что это — прежде всего бизнес. Поэтому подарки нужно делать сугубо деловые. Подойдет картина, которая впишется в интерьер кабинета, офисный набор, элитная канцелярия. А вот о зарубежных бизнес- партнерах разговор будет отдельным.

Иностранцы давно привыкли к слогану — «Россия — щедрая душа», и их уже мало чем удивишь. И все же будьте осторожны.

Если вы не хотите прослыть невежей, то знайте:

  • китаец оскорбится, если вы подарите ему часы или любой другой хронометр. Это напомнит ему о смерти. В китайском языке выражение «дарить часы» идентично выражению «присутствовать на похоронах»;
  • француз весьма оценит предмет искусства, роскошный альбом репродукций великих мастеров, хорошую книгу — словом, все то, что подчеркнет его интеллект и тонкий вкус;
  • арабы придут в восторг от красивого холодного оружия, тогда как в Европе и Америке такой подарок посчитают дурным знаком;
  • американцы не видят ничего дурного в том, чтобы прикладывать к подарку чек — на случай если вам захочется обменять вещь на другую или... на деньги.

Подарок начальнику

Прежде чем делать подарок начальнику, следует взвесить все за и против. Не рискуйте, пытаясь подшутить над ним — очень может быть, что ваш юмор по достоинству оценен не будет, а последствия не замедлят сказаться. Ваш выбор никоим образом не должен задевать самолюбие руководства.

Другая опасность — ненужные подарки. Очень часто возникает проблема: а что подарить тому, у кого все есть? Подарите ему возможность быть великодушным и щедрым. Например, в зоопарке будут очень благодарны, если вы возьмете под патронаж какого-нибудь редкого зверя. Есть реальная история, когда директору одной из питерских компаний «подарили» таким образом жабу-агу — редкое земноводное громадных размеров и сплошь в чудесных бородавках. Новоявленный опекун, говорят, был счастлив.

Безусловно, подойдут штучные предметы ручной работы. Если ваш шеф увлекается игрой в шахматы или нарды, то подобрать для него эксклюзивный подарок не составит никакого труда. Если начальник женщина, ей можно подарить авторскую куклу или коллекционного медвежонка-тедди. К таким вещичкам обязательно прилагается паспорт или сертификат, удостоверяющий, что игрушка выполнена в единственном экземпляре.

Покупать подарок лучше сообща. И не забывайте о том, что в случае с боссом подарок может быть банальным. Но некачественным — никогда.

Иллюстрации с сайта: © 2011 Thinkstock.