Мастэктомия: так ли необходимо? Печать
03 Июня 2013

Несколько недель назад известная американская актриса, жена и мать Анджелина Джоли заявила о том, что удалила грудь из-за боязни заболеть раком молочной железы. Доктора выявили, что у актрисы вероятность заболевания в будущем превышает 85%. В прошлом мать голливудской звезды и, не так давно, ее тетя по материнской линии, умерли от онкологии. Джоли решила не дожидаться того момента, когда у нее диагностируют рак, и сделала двойную мастэктомию.

Говоря простыми словами, мастэктомия — это удаление молочных желез. Существует несколько разновидностей операции. Во-первых, это радикальная мастэктомия, которая заключается в удаление грудных мышц (большой и малой), удалении подмышечной клетчатки всех 3 уровней, а также подключичной и подлопаточной клетчатки.

Читайте: Признаки рака груди

Второй вид операции — модифицированная радикальная мастэктомия, в результате которой уменьшается объем груди. В этом случае удаляется малая грудная мышца, но не удаляется большая. Третий вид операции — ампутация молочной железы, то есть, ее удаление без удаления подмышечной клетчатки.

Существует 3 основных показания к мастэктомии. Во-первых, это рак молочной железы. Кроме этого, мастэктомию рассматривают при саркоме молочной железы и при гнойном процессе с гангреной большей части молочной железы, но последнее - достаточно редкое явление и нужно очень постараться, чтобы довести организм до такого состояния.

Основными этапами операции становятся удаление молочной железы, после этого делается подмышечная лимфоаденэктомия: она подразумевает удаление клетчатки, содержащей лимфатические узлы и расположенной вдоль подключичной вены, в межмышечном пространстве, подключичной области и подлопаточной области.

Во всех этих случаях показания к мастэктомии понятны. Но есть ли действительный смысл в профилактической операции? По поводу рациональности такой операции у докторов нет единого мнения. Но чаще всего онкологам-маммологам кажется сомнительной правильность такого решения. Они считают, что более верный метод — это постоянное обследование у маммолога, УЗИ и МРТ молочных желез раз в полгода.

Некоторые доктора уверяют, что мастэктомия оправдана, если женщина является носителем мутантного гена BRCA1, а ее родственницы по материнской линии умерли в результате этого заболевания. Но и в этом случае не стоит прибегать к такому радикальному решению, достаточно постоянно находится под наблюдением хорошего врача.

Несмотря на то, что за рубежом такие операции становятся все более популярными, русские женщины на мастэктомию решаются редко.

Клиника работает ежедневно.

Ольга МАЗИНА. Иллюстрации с сайта: © 2011 Thinkstock.