Рак Печать
16 Марта 2011

Рак пищевода – злокачественное заболевание, когда в тканях пищевода возникают опухолевые клетки. В большей степени рак пищевода поражает мужчин в зрелом/пожилом возрасте и относится к довольно-таки частым формам злокачественных опухолей (7%). Чаще всего рак развивается в нижнем и среднем отделах пищевода.

Что провоцирует рак пищевода

Внешними факторами, способствующими развитию рака пищевода, являются: неправильное питание, злоупотребление очень горячей пищей, курение, злоупотребление алкоголем.

Читайте: Ранние признаки рака

Риск заболевания значительно повышается при дефиците витаминов (в частности А/С) и ожоге щелочью.

К основным предраковым заболеваниям можно отнести ахалазию пищевода и пищевод Берретта.

Симптомы рака пищевода

Как правило, клиническая картина рака пищевода достаточно яркая. У больного ощущение затруднения прохождения по пищеводу грубой пищи. Вначале данный симптом (дисфагия), выражен не отчетливо, поэтому сами больные и врачи должного значения ему не придают, относя его к разряду травмы пищевода костью или грубым комком пищи.

В отличие от иных доброкачественных заболеваний пищевода, дисфагия не носит перемежающегося характера при раке, и 1 раз появившись, будет беспокоить больного снова и снова. Присоединяются загрудинные боли, обладающие иногда жгучим характером. Такие боли означают распространение опухоли непосредственно за пределы стенки пищевода. Гораздо реже загрудинные болевые ощущения опережают дисфагию.

Больные испытывающие затруднения с прохождением по пищеводу пищи, вначале начинают избегать твердой пищи (яблоки, картофель, хлеб, мясо), прибегая к промолотой или протертой пище, затем вынуждены ограничиваться лишь жидкими продуктами (молоко, сливки, бульоны). Вследствие чего начинается прогрессивное похудание, доходящее нередко до полной кахексии. Далее наступает полная непроходимость пищевода, а также обратный выброс (пищеводная рвота, срыгивания всего, что было больным принято), появляется неприятный запах изо рта.

Читайте: Рак: как победить страх рецидива?

Когда рак поражает органы грудной полости, могут проявляться характерные симптомы, которые зависят от втравливания в опухолевый процесс каких-либо органов средостения: одышка, тахикардия после еды, тупые боли в груди, изменение тембра голоса, набухание надключичной ямки, приступы кашля.

Общие неспецифические симптомы: беспричинный субфебрилитет, утомляемость, апатия, похудание, адинамия.

Метастазирование рака пищевода

Рак пищевода метастазирует и лимфогенным путем (т. е. в лимфатические узлы левой надключичной области и средостения) и по кровеносным путям, зачастую поражая печень (до 20%), легкие (до 10%), головной мозг, костную систему.

Для рака шейного отдела пищевода свойственно раннее метастазирование в средостение, надключичные области, клеточные пространства шеи. Рак грудного отделения пищевода метастазирует непосредственно по ходу лимфатических пространств, находящихся в подслизистой оболочке пищевода, в околопищеводную клетчатку и лимфатические узлы средостения. Рак нижнего отдела пищевода метастазирует, как правило, в лимфатические узлы верхнего отделения малого сальника. Для более запущенных форм совершенно всех локализаций свойственны вирховские метастазы непосредственно в левой надключичной области.

Рецидивы рака пищевода наступают по причине недостаточного радикализма операции либо из-за неизлеченности рака лучевой терапией.

Диагностика рака пищевода

Вышеуказанные симптомы, даже если они выражены в самой незначительной степени, как минимум должны вызвать у человека самое серьезное подозрение на возникновение у него опухоли.

Читайте: Диагноз рак

Диагностические мероприятия в первую очередь заключаются в рентгенологическом обследовании, таким образом можно выявить сужение просвета пищевода с ригидными, инфильтрированными стенками и неровными контурами. Иногда степень сужения настолько высока, что даже жидкий барий тонкой струйкой с огромным трудом проходит в желудок.

Еще один метод исследования – это эзофагоскопия, которая врачу дает возможность воочию увидеть опухоль или суженный участок в просвете пищевода, оценить степень и соответственно распространенность сужения. В некоторых случаях лишь стойкость эзофагоскопической и рентгенологической картины позволяет отличить именно рак пищевода от спазма.

Завершающий этап диагностики – это биопсия под непосредственным контролем эзофагоскопа для цитологического или гистологического исследования.

Для выяснения степени распространенности ракового роста в средостении, для обнаружения возможных метастазов, а также для оценки местного распространения злокачественной опухоли по лимфатическим сосудам – вероятно применение КТ (компьютерной томографии).

Для оценки вероятности прорастания рака в трахеобронхиальное дерево выполняют бронхоскопию. В диагностически сложных случаях допустимо применение медиастиноскопии.

Для выявления метастазов рекомендуется УЗИ печени, рентгенография органов грудной клетки.

Лечение рака пищевода

Как правило, радикальное лечение рака пищевода проводится 2-я методами. Лучевое лечение - дистанционная гамма-терапия и хирургический метод лечения.

Химиотерапия на длительность жизни больных практически не оказывает влияния. Более обнадеживающие результаты лечения рака пищевода получены при соединении химио- и лучевой терапиях. Такое сочетание терапий проводимых перед операцией, существенно уменьшает размеры опухоли и значительно улучшает результаты оперативного лечения.

Читайте: Откуда берется рак?

Хирургическое лечение проводится при поражениях нижней трети пищевода либо дистальной части его средней трети. Преимущество оперативного вмешательства заключается в восстановлении просвета органа. Как правило, применяют операции 2-х типов.

1) При раке нижнего отдела пищевода резецируют (удаляют) пораженный участок, отступя вниз и вверх от краев опухоли на 5-6 см. При этом верхний отдел желудка часто уносят, затем создается пищеводно-желудочное соустье (т. е. конец пищевода вшивается в культю желудка).

2) Операция Торека. В основном такая операция проводится при опухоли среднего отдела пищевода. Пациенту предварительно накладывают гастростому для питания, затем производится полное удаление пищевода и вывод его верхнего конца на шею. Больные, перенесшие такую операцию, живут, питаясь через зонд, который вводится в гастростомическое. При условии, если по истечении 12-24 месяцев метастазы не выявляются, то восстанавливают нормальное прохождение пищи, путем замены отсутствующего пищевода толстой или тонкой кишкой.

С момента поступления пациента в стационар ему ежедневно или через день внутривенно вводят питательные жидкости, витамины, белковые препараты, плазма и кровь. Если возможно, то через рот больному дают частыми и малыми порциями различные соки и высококалорийную белковую пищу.

Профилактика рака пищевода

Основа профилактики всех форм рака (и рака пищевода в том числе) – это своевременное обследование, выявление и соответственно лечение предраковых заболеваний (в описаном случае - пищевода Берретта, ахалазии пищевода), а также выявление онкологии на ранних стадиях.

Необходимо систематически проходить профосмотры и сообщать врачу абсолютно о любых нарушениях здоровья, в данном случае о затруднениях глотания и прохождения грубой пищи.

Спланировать правильное питание, полностью отказаться от курения и алкоголя.

ICQ 273877 *

Skype (valentin200440) Мой статус

N.B. Наша клиника не оказывает услуги по медицинскому прерыванию беременности!