Развитие моторики |
Автор: Сибирский медицинский портал |
11 Марта 2011 |
Когда все говорят о мелкой моторике, о ее пользе, об упражнениях полезных для малыша, я всегда на стороне прежде всего мамочек, которые параллельно малышу сами развивают у себя моторику.
Почему-то все наперебой кричат о развитии моторики в малышковом возрасте? Я , конечно, позже тоже крикну, но развивать моторику нужно всегда! Моя бабушка постоянно вязала спицами и крючком, вышивала, плела макраме , обклеивала горошинами баночки сте клянные из-под майонеза и сохранила до 90 лет чудесную память и ясный ум. Не говоря уже о том, что прожив сложную жизнь военной девушки, она всегда была оптимистом. Потому что говорила: -- У меня нет времени грустить и сплетничать! ЧИТАЙ ТАКЖЕ - Клиника предлагает спектр услуг Поэтому, когда я с Машуткой затворничаю дома и копошусь в лоскутках и ниточках – у меня душа радуется! И я такая не одна. У меня есть чудесная мама Таня, которая начала шить великолепных плюшевых котов, есть еще одна мама тоже Таня, которая вдруг начал из бисер а плести украшения, я даже больше скажу, есть мама тройняшек Юля, которая стала из мастики делать чудесных животных и украшать фирменные торты. Разве это не чудо -- сидит мама Таня и шьет своих котов, а пуговки для глаз ищет ее солнышко, дочка Валюша. Вот вам и приятный урок для мамы и дочки. У мамы вследствие развития моторики успокаиваются нервишки, ум становится ясным, давление нормализуется. Что говорить про дочку! Тоже самое и с мастикой. Мять мастику, как пластилин, да потом еще и есть ее, это же вверх радости! Мама делает мастику просто – сахарная пудра плюс чуть сгущенки, водичка. И можно мять сколько хочешь. Добавляет туда капельку сока свеклы—красная, капелька сока шпината – зеленая, капелька сока смородины – синяя, желтая от лимона… Как говорят ученые, что успешное формирование некоторых значимых центров мозга - плотно связано с развитием мелкой моторики. Такие человеческие качества, как внимательность, концентрация, память, хорошая речь, творческое мышление, смекалка - начинаются с развития ловкости пальцев. Я, как мама, скажу , согласна. Если посмотреть на тройняшек, то Маша, которая обожала лепить, приклеивать бобы сухие к картинке, резать ножницами --- сама я сообразительная и настойчивая в учебе. А если брать Сережу, который как раз не любил ни ножницы , ни аппликацию , сейчас терпит фиаско, особенно переживает из-за уроков труда. Никак у него не слушаются пальчики… И если сейчас с Серегой мы наверстываем упущенное, лепя на кухне домашние пельмени, то когда родился Мишка, я оттянулась с ним в новорожденном возрасте по полной! Я старалась массировать и поглаживать маленькие пальчики малыша, делать массажик. Эта привычка так вошла в мою жизнь, что даже сейчас, сидя у телевзора, когда детки спят, я стараюсь делать массаж самой себе, мужу, и даже кота поглаживаю. Не говоря о том, когда детки не спят, а смотрят мультики со мной. У своей мамы я нашла удивительную палочку. Оказалось, это деревянная палочка раньше служила стержнем бигуди. Она, как завиток. Такую палочкой , как ролик, здорово катать пяточки или ладошки. Дети, конечно, смеются. И все превращается в веселую игру – кто выдержит больше 10 минут? Ближе к 3-м месяцам, малыш начинает активно ощупывать себя, маму и окружающие предметы. Тут, необходимо предоставить малышу максимальное разнообразие ощущений - гладкое, шероховатое, ребристое, мягкое, твердое, холодное, теплое, выпуклое, угловатое, жесткое, податливое, пушистое, шершавое и т.д. Чем больше ощущений зафиксирует мозг, тем лучше. Мои подруги , имея одного ребеночка, сшили разнополосны е коврики из остатков ткани, даже пригодилась грубая мешковина, остатки болоньевой ткани, и даже знаете такой полиэтилен пупырчатый, в который оборачивают стеклянные вещи, и пузырики которых чудно лопаются. Малыш ползает брюхом по коврику и как партизан на ощупь познает мир. Самое смешное, когда в нашем доме появился такой развивающий коврик когда с работы приходил уставший наш папа, он ложился сам на этот большой ковер, и гладил руками разные лоскутки, говорит, что его это очень успокаивало. А как же не вспомнить уже легендарные педагогические мешочки, что шьются мамами из материалов разных цветов и текстур, и наполняются крупами, камушками, пуговицами, целлофаном. Я клала в них по бубенцу. Малыш лежит себе на спинке и бренчит. Или на ручку надевала, или на ножку. Но если вы спешащая мама, то в магазине продаются такие игрушки, наполнителем которых служат пластиковые шарики. С тройняшками мы наделали разных бус и макарон. И когда малыш сосал у меня грудь, мусолил в руках именно их. Я думаю, что бусы из макаронин намного лучше, чем те же бусы из пластика. Во-первых, они шершавые, а во вторых, их можно и жевать - химической краски н е наестся. Еще одно веселое коллективное занятие, подходящее для возраста 2 года и 99 лет – лепка из соленого теста. Как и домашняя мастика, это безопасный и экологически-чистый продукт. Рецепт теста: 2 стакана муки, 1 стакан соли и 1 стакан воды перемешать до плотной, однородной консистенции. Для окраски массы можно добавить порошковые пищевые красители или же раскрасить уже готовое изделие красками. Мелкий лепил, а тройняшки раскрашивали . Готовые кренделя разного поколения мы после прикрепили на большой картонный лист клеем. Фон закрашиваем отпечатками пальчиков (мочим ладошки в краске и отпечатываем). Остальное пространство, забрызгиваем краской, нанесенной на зубную щетку. Получается в итоге – Нереально космический пейзаж. Чудо картина готова. Что по поводу пальчиковых игр. Я не надоедала с просьбой своему мозгу – ну запомни потешку! Я стала играть в игру «Голый король». Просто рисовала рожи нашей семьи. Вот толстый палец – это папа, вот рядом мама, а это тройняшки. Все как полагается – ручки и ножки. А сегодня мы рисуем карту нашей прогулки. Рисовала обычной палочкой. Малыш чувствуя линии и круги сам додумывал визуальную картинку. -- Нарисуй мне велосипед! Красно - синий! -- Готово! – Смеюсь я. -- И мне нарисуй на голове чего-нибудь доброе… Так успокаивает. – Просил муж. Для непосвященных со стороны наши действия кажутся весь странными. На последок, можно еще перечислить, что для мелкой моторики полезно: перебирать и собирать мелкие предметы (не только дома, но и на природе, например ягоды, каштаны, листья, шишки, камешки), малыши могут рвать бумагу (дети постарше вырезать), собирать мозаику, листать книги и журналы, нанизывать макаронные изделия с крупным отверстием на нитку с иголкой (игла должна быть из дерева или пластика), перекладывать из емкости в емкость небольшие предметы (жестяные банки, контейнеры, баночки из-под крема, шкатулки, косметички, кошелечки), заполнять пластиковую бутылку фасолью или горохом, играть с пряжей, бусами, пуговицами, шнурками, веревками, игры в песочнице. Недавно в умной книжке я прочитала такую цитату про пальчиковые игры: «В пальчиковых играх используются жесты, стимулирующие разные активные точки, эти упражнения взяты из древней индуистской практики - йоги пальцев. Такие жесты называются - «мудры». Каждая мудра, стимулирует один или несколько органов в теле, улучшая их работу или содействуя исцелению, в случае неполадок.» Иллюстрации с сайта: |