Базалиома. Базально-клеточный рак Печать
13 Декабря 2013

Базалиомой называется новообразование, которое развивается из клеток базального слоя эпителия. Онкологи не могут точно сказать, является ли эта опухоль злокачественной, ведь ее рост довольно медленный и она не метастазирует. Но большинство докторов согласны в одном – назвать базалиому доброкачественной опухолью нельзя.

Признаки

Есть несколько видов базалиом, которые отличаются друг от друга по своим проявлениям. К примеру, узелково-язвенная базалиома появляется в основном на веках, в уголках глаз, в складке между щекой и носом. Вначале возникает узелок, кожа над которым красная или розовая, блестящая или же матовая. Спустя время на этом узелке появляется язва с сальным налетом, на поверхности которой постепенно проявляется сосудистая сетка. Диаметром такая базалиома от 5 мм до 3 см.

Читайте: Проблемы с кожей - Стоп паника!

Бородавчатая базалиома напоминает цветную капусту. Эта опухоль состоит из полушаровидных узлов, которые выступают над кожей.

Нодулярная форма опухоли представляет собой одиночный полушаровидный узелок, который растет не вглубь кожи, а вверх. Через этот узелок просвечиваются сосудистые звездочки.

Пигментная форма напоминает узелково-явзенную, но ее отличие состоит в том, что по краям или в центре узелка кожа черного или коричневого цвета.

Склеродермиформная базалиома развивается с плотного узелка маленького размера, который ос временем увеличивается и превращается в плоскую бляшку. Через нее просвечиваются сосудистые звездочки, а со временем могут возникнуть язвы.

На закрытых участках кожи чаще всего появляется педжетоидная (плоская) форма опухоли. Это светло розовое или красное пятно, диаметром около 4 см. Развивается такая форма опухоли в течение нескольких лет или даже десятилетий.

Читайте: Проблемы с кожей лица в юношеском возрасте

На волосистой части головы может появиться опухоль Шпиглера, которая также известна как тюрбанная опухоль или цилидрома. Такая опухоль состоит из полушаровидных плотных узлов фиолетово-красного цвета диаметром от 1 до 10 см.

Факторы риска базалиомы

Риски развития заболевания повышаются при:

• курении;
  • длительном нахождении на солнце;
  • ионизурующем излучении;
  • хронических заболеваниях кожи;
  • ожоги, рубцы на коже.

Сама по себе опухоль не представляет опасности, но выглядит не очень эстетически и разрушает ткани находящиеся ниже. Именно поэтому после удаления базалиомы очень часто на ее месте остается воронка.

Если запустить заболевание и не лечить его, то разрушение тканей может привести к тромбозу сосудов мозговых оболочек, разрушению костей черепа, летальному исходу.

Диагностика

Диагноз ставится врачом онкологом. Но обычно при появлении первых признаков заболевания люди обращаются к дерматологу. Чтобы подтвердить диагноз необходимо провести гистологическое и цитологическое исследование соскоба с поверхности опухоли. Если есть необходимость, проводят биопсию лимфатических узлов и цитологическое исследование биоптата.

Лечение

Тактика лечение базалиомы зависит от ее вида и размеров и подбирается индивидуально для каждого пациента.

Читайте: Что такое базальноклеточный рак?

Хирургическое удаление является наиболее распространенным методом борьбы с опухолью. Во время операции проходящей под местной анестезией, опухоль иссекается до границ окончания пораженной ткани, или же заходя на здоровые ткани приблизительно на 5 мм. Зачастую такой способ выбирают при устойчивости к облучению или же при рецидивах базалиомы.

Помимо этого способа борьбы с опухолью существуют и другие, такие как лазерное удаление, криодеструкция, близкофокусная рентгенотерапия. Это методы очень эффективно воздействуют на молодые опухоли.

Так как заболевание не метастазирует, то прогноз благоприятный.

Профилактика

Лучшей профилактикой базалиомы является защиты от прямых солнечных лучей, использование солнцезащитных кремов.

Хотя бы раз год необходимо проходить осмотр у доктора, а при появлении эрозий и плохо заживающих ран стоит обратиться за помощью к специалисту.

Е-mail:
klinika@vvi-klinika.ru